Профессиональный выбор в условиях современной школыТребования экономики к современному выпускнику однозначны: наличие узкоспециализированных знаний, креативность, личные достижения, самостоятельное мышление, способность созидать, а не повторять. Наконец, видение себя хотя бы за год до выпускных экзаменов в профессии.

Чему учит школа? Помогает ли детям найти любимое дело? Что ответит выпускник на вопрос «Кем хочешь стать?», часто задаваемый ему окружающими взрослыми с детских лет?

Естественно, ответ этот меняется с возрастом. Ведь ребёнок успел примерить на себя множество профессий. Но даст ли он к нужному моменту однозначный ответ? К сожалению, так бывает далеко не всегда и не у всех.

Статистика

Многие подростки не могут твёрдо и однозначно ответить на вопрос о выбранной ими профессии. Если верить статистике, то:

  1. Только 30 процентов выпускников смутно понимают, чем им заниматься, плохо оценивая свои способности и интересы к будущей профессии;
  2. Чуть более половины из них рассматривают несколько вариантов профессионального развития;
  3. Оставшиеся, покидая стены родных школ, не определились вообще.

В итоге, поступая в вузы не по своим природным склонностям, молодые люди обучаются тем предметам, которые или не пригодятся в жизни и на работе, или просто станут ненавистны.

Причины

Почему, оканчивая школу, подростки не выбирают профессию и потом создаютСложность выбора профессии в школе проблемы себе, вузу, работодателю и обществу? Дать объективный и комплексный ответ на этот вопрос непросто, но вполне возможно.

Самым простым ответом будет то, что дети недостаточно информированы о мире профессий, об их «внутреннем» содержании, востребованности и перспективах. В школах не была проведена соответствующая работа на достойном уровне. Обычно школьная профориентация ограничивается несколькими поездками на предприятия или дни открытых дверей в вузах, чего крайне недостаточно для осознанного выбора профессии.

В чём причина?

  1. В своём развитии современная экономическая система заметно обогнала отечественную систему образования.
    2. В масштабах страны недостаточно развиваются системы профориентации подростков.
    3. В традиционной средней школе, мало приспособленной под решение вопросов профессионального самоопределения и выбора, нет единой системы информации и инструментов, помогающих ученикам сделать этот выбор.

Что мы имеем

Профессиональный выбор в условиях школыШкольники, 5-8 класс. Им сложно понять, как устроен мир. А он так многогранен, да, к тому же, бесконечно меняется! Дети готовы принимать новую информацию о профессиях при правильной подаче материала: им это интересно и важно знать, ведь и от этого зависит их будущее. Однако школа дает минимум знаний, не восполняя пробелы, не рассказывая обо всем в ярчайших заманчивых красках.

Старшие школьники. Их тревожит одно. Страх. Они боятся сделать шаг в мир взрослой жизни по двум причинам.

Во-первых, знают, что получить высокий балл на ЕГЭ можно только с достойными знаниями. Во-вторых, они не знают, какую профессию выбрать. Они понятия не имеют, как определиться с профессией, которая поможет состояться в этой жизни.

Ребята, имея в этом возрасте чувство ответственности, мобильную психику, будучи непредсказуемыми бунтарями, требуют уважения к себе. Но при этом мечтают, чтобы:

  1. кто-то упростил образование, сделал удобнее систему;
  2. как-то сдать экзамены несмотря на то, что иногда школа не дает многих знаний;
  3. досталась достойная профессия, хотя этому и мешает дефицит знаний о них.

Родители.

Проблем у мам и пап предостаточно:

  1. Они ориентированы на гарантии качества обучения в школе, на хорошую учебу своих чад и отличные оценки в школе и вузе. При этом мало доверяют преподавателям. А как им доверять, если они не дают детям в достаточном объеме знаний о возможностях и перспективах той или иной профессии? Родители, однако, забывают или не хотят знать об огромной загруженности учителей, об их некоторой беспомощности дать ребёнку знания, когда у учителя на ребёнка минимум рычагов воздействия, а у самого ребёнка огромное количество прав и никакого понимания об обязанностях.
  2. Мечтают о безопасности ребенка, хотят чем-то увлечь его, чтобы не стремился на улицу. Но ленятся или по другой причине не хотят тратить время на поиски возможностей.
  3. Не справляются со своими детьми. При этом стараются сбросить с себя ответственность, переложив её на других. Часто это оказываются учителя, у которых, помимо этого, хватает забот, или банальная улица, которая отнюдь не формирует в подростках желания учиться и работать.
  4. Отдают себе отчёт в том, что будущая профессия ребёнка зависит и от них. Но, по разным причинам, не прививают ему с детства любовь к тому, к чему у него есть способности, и не стремятся анализировать рынок труда.

Резюме

Трудность выбора профессииБольшинство выпускников школ идут во взрослую жизнь без понимания, где смогут приложить свои знания и умения. И, увы, на их пути будет немало разочарований. Хотя, как видим, только дефицит информации о профессиях во всем винить будет несправедливо.

В будущем будут и другие разочарования. Ведь становление личности не останавливается, интересы и социальный круг общения будут постоянно меняться. Но свести на нет или сократить количество разочарований можно ещё в школе. Например, помочь ребенку сделать профессиональный выбор или вовремя поменять.