Организация профориентационной работы в школе

Для осуществления грамотной профориентационной работы в школе очень важна выстроенная и стабильно функционирующая структура, в которой задействованы практически все сотрудники учебного заведения. Мягко взаимодействуя со школьниками на протяжении всего времени обучения, начиная с начальных классов и заканчивая выпускными, можно успешно помочь им сделать обдуманный, самостоятельный выбор профессии, профиля обучения и предотвратить множество связанных с этим типичных ошибок.

Стоящие перед школой задачи профориентации школьником всегда целесообразно решать с использованием множества видов деятельности, в которых так или иначе задействованы ученики. Это могут быть познавательные виды деятельности, игровые, коммуникативные, общественно-полезные и другие на усмотрение школьного руководства, психологов и учителей.

Структура школьной профориентационной работы

Рассматривать школьную структуру по решению профориентационных задач и проблем стоит начать с рассмотрения в целом, не углубляясь пока в обязанности каждого исполнителя.

Структура школьной профориентацииКак видно на представленном изображении, технически за все происходящие в школе процессы отвечает, конечно же, директор, но на практике задачи по построению профориентационной работы в школе, как правило, отдаются заместителю директора по воспитательной работе, который и исполняет обязанности руководителя и координатора для всех участников.

Далее идут такие участники процесса как классные руководители, учителя-предметники, школьный психолог, социальный педагог, медицинский работник или преподаватель основ безопасности жизнедеятельности и замыкают список сотрудники библиотеки. Несмотря на формальное разделение и довольно большую самостоятельность каждого из звеньев их работа должна основательно пересекаться друг с другом и служить одной цели – профориентации школьников на всём протяжении учебного процесса. Управлением, корректировкой, координацией и синхронизацией различных отделов друг с другом и занимается заместитель директора по воспитательной работе.

Рассмотрим направления деятельности и обязанности каждого участника по-отдельности и более подробно.

Заместитель директора по воспитательной работе

  • Создаёт общую стратегию для всех участвующих в помощи профессионального самоопределения учащихся. Направляет, согласует и синхронизирует их работу между собой.
  • Занимается поддержкой связей школы с различными социальными партнёрами, которые могут принять участие и помочь школьникам в вопросе выбора профессии или профиля обучения.
  • Проводит педсоветы и другие виды совещаний по вопросам профессионального определения учащихся старших классов.
  • Организует повышение соответствующей квалификации всех участвующих лиц, начиная от классных руководителей и обычных педагогов, заканчивая сотрудниками психологической и медицинских служб.
  • Планирует и воплощает в жизнь работу всего коллектива для подготовки школьников к профессиональному определению в рамках разработанной и действующей концепции профориентационной работы в среднеобразовательном учреждении.
  • Содействует участию школьников в олимпиадах различного уровня.
  • Занимается анализом и коррекцией текущей деятельности и полученных результатов всех участников по своим направлениям.
  • Организует каникулярную трудовую практику или других подобных ученических бригад.
  • Осуществляет контроль над работой всех задействованных в школьной профориентационной работе лиц.
  • Организует и курирует дополнительные занятия учеников выпускных классов в рамках профильного обучения или допрофильной подготовки, как в рамках своего учебного заведения, так и вне его.

Классный руководитель

  • Организация профориентации в школеЗанимается психолого-педагогическими наблюдениями за выявленными склонностями детей и ведением индивидуальных карточек каждого школьника, куда заносится информация из тестов, анкет, наблюдений и прочих мероприятий, осуществляемых школьными психологами.
  • Для своего класса разрабатывает и составляет индивидуальный план поддержки профессионального определения ребят, используя большое количество различных методов, форм, средств, направленных на повышение активности детей в познавательной и творческой сферах.
  • С помощью школьного психолога организует и проводит индивидуальные или групповые профориентационные встречи, беседы, конференции.
  • Организует посещение учащимися старших классов дней открытых дверей и прочих подобных мероприятий в высших и среднепрофессиональных учреждениях города и окрестностей.
  • Способствует формированию адекватной самооценки у учащихся.
  • Организует поездки и экскурсии детей на предприятия различной направленности и сфер деятельности.
  • Содействует школьным психологам в проведении исследований школьников и их родителей по проблемам профориентации.
  • Помогает детям составить карту карьеры, спроектировать индивидуальный план получения профильного и дополнительного образования, а также проанализировать свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки относительно той или иной профессии.
  • Проводит родительские собрания по вопросам выбора профессии и готовности учеников к совершению осознанного выбора.
  • Организует встречи с интересными людьми: представителями профессий, компаний, высших и среднепрофессиональных учебных заведений, бывшими выпускниками школ и т.д.

Профориентационная работа в школеУчитель-предметник

  • Повышает интерес и развитие личности учеников в рамках своего предмета используя большое количество разнообразных приёмов, таких как: домашние задания, длительные совместные проекты, факультативы, стенгазеты, деловые игры и т.д.
  • Помогает в участии ребёнка в олимпиадах всех уровней.
  • По возможности старается выявлять сильные и слабые стороны учеников, их склонности, возможности и таланты.
  • Адаптирует имеющиеся или разрабатывает свои программы в зависимости от особенностей класса.
  • Развивает у учеников профессионально важные навыки.
  • Организует профориентационную деятельность в рамках своих предметов.

Школьный психолог

  • Проводит различные тренинги и мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение школьников.
  • Организует и курирует процесс выявления интересов, талантов, способностей, склонностей ребят к той или иной профессии.
  • Занимается организацией и проведением встреч, бесед, психологического консультирования для родителей учеников по вопросам выбора профессии.
  • Совместно с классными руководителями приглашает родителей школьников для небольшого выступления перед детьми с рассказом о своей профессии.
  • Помогает классным руководителям с анализом и интерпретацией проведённых профориентационных исследований для определения профессиональной направленности ребят.
  • Наблюдает за степень готовности каждого ученика к самостоятельному выбору профессии.
  • Проводит групповые и индивидуальные консультации, учитывая возрастные особенности и ограничения школьников.

Социальный педагог

  • Консультирует старшеклассников по различным социальным вопросам.
  • Помогает классным руководителям с анализом, предотвращением и исключением разнообразных социальных проблем, могущих усложнить профессиональное самоопределение учащихся.
  • Занимается повышением самооценки у учащихся группы риска, если таковая занижена.
  • Занимается оказанием дополнительной социальной и педагогической поддержки для ребят группы риска в вопросах выбора профессии и получения образования.

Библиотека

  • Структура профориентации в школеСотрудники школьной библиотеки занимаются регулярным подбором соответствующей литературы по профориентационным вопросам для классных руководителей, педагогов-предметников, учеников и их родителей.
  • Устраивают различные мероприятия с литературой о профессиях из различных областей деятельности.
  • На основе выявленных читательских интересов детей рекомендуют им соответствующую литературу, способствующую повышению качества и количества информации о профессиях и помогающую в вопросах профессионального самоопределения.
  • Изучают, обобщают и систематизируют большое количество информации по городу, региону, стране, которая так или иначе связана с выбором профессии. Это может быть информация о текущей и планируемой потребности в кадрах на рынке труда, справочная информация, программы обучения, профессиограммы и другие описания профессий, фотографии и т.д.

Преподаватель ОБЖ или медицинский работник

  • Формирует у детей цель на ведение здорового образа жизни, занятии спортом.
  • Объясняет школьникам взаимосвязь между здоровьем человека и его успешности в профессиональном плане.
  • Рассказывает о физических и других требованиях, предъявляемых к различным профессиям.
  • Проводит консультации для школьников и их родителей по влиянию выбранной профессии на здоровье.
  • Помогает классным руководителям, социальному педагогу и школьному психологу с анализом деятельности школьников.

Заключение

В любой современной школе, если она искренне стремится максимально помочь своим выпускникам в их карьере должна активно действовать профориентационная программа с поддержкой на всех уровнях. Как видно из вышесказанного материала, для помощи детям в выборе профессии, в том или ином виде задействованы практически все сотрудники школы, начиная от заместителя директора по воспитательной работе и заканчивая библиотекой и медицинским сотрудником. Успешно выстроенная структура школьной профориентационной работы, несомненно, поможет выпускникам получить самостоятельно выбранное и подходящее образование, что, несомненно, приведёт к успешной рабочей деятельности и карьере. А большое количество успешных выпускников не замедлит сказаться на престиже и статусе школы.

Надеемся, что приведённый пример организации профориентации в школе поможет Вам правильно выстроить подобную структуру в своём учреждении и помочь детям сделать один из самых сложных и важных выборов в свой жизни.