Важность профориентации

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений. Ещё хуже, когда под давлением необходимости определения с необходимыми ЕГЭ основными помощниками в решении проблемы профессиональной ориентации отдельного человека становятся желания окружающих (например, друзей или родителей), настроение или впечатления от недавно увиденной профессии без осознания всех предъявляемых ею требований и слабым представлением о специальности в целом. Подавляющее большинство ошибок при выборе профессии с подробным описанием и путями их решения разобраны в нашем материале «Типичные ошибки выбора профессии», а сейчас давайте сосредоточимся на вопросе актуальности профориентации в целом.

Важность и актуальность профориентацииНа самом деле проблема выбора профессии и профориентация как таковая возникли относительно недавно. На протяжении многих веков у детей практически не было другого выбора, кроме как продолжать ремесло родителей за исключением, может быть, службы в армии, внезапно сложившихся обстоятельств или социальных потрясений, которые значительно изменяли структуру общества и делали часть профессий устаревшими и ненужными. Классовое и сословное разделение загоняли подавляющую часть населения в узкие рамки, практически не оставляя выбора. Тот факт, что множество родителей стараются сделать выбор за своих детей и сделать их продолжателями своего ремесла, является, вместе с искренним желанием помочь, небольшим отголоском тех времён.

Современное определение профориентации состоит из четырёх основных направлений:

Профессиональная ориентация как источник информации о рынке труда, настоящем и планируемым спросе на те или иные профессии, их требования к знаниям, навыкам и физическим возможностям человека. Сюда же относится информирования о различных программах обучения в средне специальных и высших учебных заведениях.

Профессиональное ориентирование и консультирование, где с использованием обширного инструментария (профориентационные тесты, литература, наблюдение, консультация и прочие) диагностируются наиболее развитые навыки и интересы каждого конкретного человека и сопоставляются с предъявляемыми требованиями к профессиям. Происходит выработка рекомендаций и возможных путей получения подходящего образования и наиболее полной самореализации в трудовой деятельности.

Профессиональный отбор делает окончательные выводы о возможности человека работать на той или иной специальности и его пригодности к осуществлению трудовой деятельности в разных направлениях.

Профессиональная адаптация, в свою очередь, занимается процессами приспособления человека к условиям, требованиям и содержанию выбранной им профессии.

Более подробно о том, что такое профориентация в целом, её функции, виды и краткую историю развития профориентационной работы в России можно ознакомиться в материале «Что такое профориентация».

Актуальность профориентации

Проблемы профориентацииПроблема профориентации, безусловно, является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Кроме этого одной из основных проблем профориентационной работы является преодоление или сведение к минимуму возникающих противоречий, которые существуют между объективными потребностями общества в достаточной и сбалансированной кадровой структуре и сложившимися за долгие годы субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодёжи, которая не может или не хочет подстраиваться по реалии текущего дня. В таких случаях неизбежно возникают перекосы в спросе и предложении профессий на рынке труда, необоснованно завышенный выпуск специалистов определённых специальностей, несостоятельные рейтинги престижности профессий и многие другие.

Таким образом, развитая и имеющая поддержку от государства системная профориентация должна решать все возникающие вопросы и существенно способствовать на распределение людских ресурсов, определение оптимальных профессий по способностям, успешно заниматься адаптацией трудовых ресурсов к полученной специальности и заниматься трудовым воспитанием подрастающего поколения.

Современные проблемы профориентации в России

  1. Отсутствие общепринятых, однозначных образов профессионального успеха
  2. Неопределённые цели самоопределения в профессиональном плане
  3. Практически отсутствующее или очень слабое взаимодействие государства, органов образования, образовательных учреждений с профориентационной наукой.
  4. Катастрофически недостаточное количество выделенного времени в школах и детских садах на знакомство детей с миром профессий, рынком труда, приучения к труду.
  5. Актуальность профориентацииОтсутствие желания родителей и других заинтересованных лиц заниматься профориентацией детей на всём протяжении обучения.
  6. Малое внимание от различных социальных институтов к профориентации и её проблемам.
  7. Возникшие противоречия между общегосударственной установкой технологического и научного производства недостаточные усилия системы образования на освоение соответствующих профессий в их наиболее актуальном и не устаревшем виде. В результате половина выпускников ВУЗов работают не по полученной специальности.
  8. Требуется системная организация профориентационной работы, профессионального и психолого-педагогического сопровождения человека на пути самоопределения. На практике же всё держится на плечах отдельных заинтересованных людей, которые при всём желании не могут кардинально повлиять на ситуацию в целом.
  9. Необходимо делать упор на лучшие международные и отечественные практики и научный подход к профессиональной ориентации с учётом местных реалий и особенностей.
  10. Отсутствие профильного образования у людей, занимающихся профориентацией. Большое количество дилетантов, работающих для галочки.
  11. Непонимание большого влияния и значимости профориентации для общества в целом и для конкретного человека в частности.
  12. Актуальность профориентации серьёзно недооценена, что влияет на недостаточность выделенной на неё времени и слабую подготовку психологов-профконсультантов.
  13. Необходимость помочь личности сделать осознанный, самостоятельный выбор будущей профессии с учётом всех индивидуальных умственных, физических, моральных возможностей с одной стороны и имеющаяся потребность в определённых профессиях с другой стороны, вызывают конфликт интересов.

Решение этих и других проблем профессионального самоопределения постепенно становится важной задачей, а актуальность профориентации становится очевидной и в России. Одним из наиболее важных условий успешного решения вышеперечисленных проблем должно стать совершенствование кадровой политики государства.

Пути решения проблем профориентации в России

Актуальность профориентации в РоссииНаиболее вероятным путём к увеличению актуальности и роли профориентации в России должно стать увеличение степени вовлечённости соответствующих специалистов в процесс обучения и воспитания детей, начиная с детского сада и заканчивая выпускными классами.

Помимо банальных занятий, игр в профессии и экскурсий на предприятия, оказать серьёзную помощь в профессиональном самоопределении и успешном выборе профессии могут такие вещи как:

  1. Профильное обучение, направленное на выявление талантов и склонностей к тем или иным видам деятельности, принимая во внимание текущие и планируемые потребности рынка труда.
  2. Увеличение количества практических занятий из разных сфер деятельности, как исследовательских, так и рабочих.
  3. Формирование у детей профессиональных навыков, которые будут востребованы в любой будущей практической деятельности.
  4. Оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на всём пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора высшего учебного заведения и программ повышения квалификации и дополнительного образования.
  5. Привлечение самого широкого круга социальных партнёров-представителей профессий для создания интересной и разнообразной среды для получения образования. Это могут быть различные кружки по интересам или хобби, совместная работа с уже успешными специалистами, практики, экскурсии на предприятия, мастерские при школах и тому подобные вещи.

Заключение

В современной России проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешённых противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей, а системная работа в этом направлении либо не ведётся совсем или ведётся небольшим количеством заинтересованных людей на местах. Разработав, при помощи и активном участии государства, общую кадровую политику можно решить большую часть вопросов и снять наиболее серьёзные проблемы опираясь на наиболее успешные отечественные и международные практики, адаптируя их к современным реалиям России.