Выбор профессии имеет крайне важное значение в жизни каждого человека, поскольку взрослый человек треть жизни проводит в работе. И, согласитесь, такое количество времени заниматься нелюбимым делом было бы очень печально. Профессия, это, во-первых, серьёзный выбор в жизни человека. И, поскольку современный мир меняется каждый день, возникает всё больше новых профессий, ребёнку самому становится трудно разобраться с этим потоком информации, рекламы, профориентаций. Участие родителей в помощи при определении направления профессиональной деятельности становится очень важным.

В этой статье Вы узнаете на что обратить внимание при выборе профессии, как разобраться с интересами ребёнка для дальнейшей профессии, как научить ребёнка делать выбор.

Важность помощи родителей в выборе профессии для ребёнка.

Помощь ребёнку в выборе профессииУчастие родителей в помощи при выборе профессии неоспоримо, ведь кто как не они всесторонне знают своего ребёнка.

Различные опросы подростков показывают, что советы родителей имеют большее значение в выборе профессии чем другие факторы. И, если Вы реально хотите помочь, то доверительные отношения нужно выстраивать с раннего детства. А именно как можно раньше начать работать с ребёнком для определения его склонности к каким-либо профессиям, постоянно предлагая ему новые виды деятельности для определения его интересов. И здесь, чтобы заинтересовать ребёнка, нужно как можно раньше объяснить, что в будущем ему предстоит сделать выбор профессии, и для этого нужно подготовиться.

Много примеров, когда на мнение подростков большое влияние оказывает окружающая среда, внешние источники информации – школа, друзья, телевидение, интернет. В некоторых случаях к мнению посторонних людей они прислушиваются больше. Как поступить в этом случае?

В таком случае Вы можете познакомить ребенка с представителями профессии, которая ему нравится. Если же ориентация интереса идет на приобретение профессии, связанной с популярностью (актер, спортсмен) и среди ваших знакомых нет обладателей статуэтки «Оскара» или олимпийского чемпиона, то можно предложить почитать их интервью. Возможно, что ребёнка вдохновит их история о пути к вершинам, или же он решит, что это не для него. Видя вашу заинтересованность и участие вероятность того, что ребенок будет больше к Вам прислушиваться.

Определение склонности к определённым профессиям

Давайте разберёмся как же можно помочь сделать правильный выбор. Уже с раннего возраста можно начать определять таланты ребёнка постоянно предлагая ему что-нибудь новое. Чем больше Вы будете с ним заниматься, тем выше будет вероятность раскрытия склонности к какой-то конкретной профессии, ну или хотя бы Вы будете знать в каком направлении двигаться.

Проводите беседы с ребёнком на тему будущей специальности и сферы профессиональной деятельности, при этом важно узнать не только какую профессию хочет ребёнок, но и почему. Как уже упоминали выше, на желание кем-то быть большое влияние оказывают внешние факторы, которые пропагандируют: престиж работы, известность, финансовое благополучие, современность профессии и даже ее название.

Работая в крупном российском университете и проводя профориентационную работу мне часто приходилось слышать даже не от школьников, а уже от абитуриентов что они хотят учиться по специальности «Биотехнология». И на вопрос о том, знают ли они чем будут заниматься или хотя бы где можно работать по этой профессии отвечали – нет, просто НРАВИТСЯ НАЗВАНИЕ. И в этой ситуации явно прослеживается неучастие родителей в выборе ребёнка и влияние внешних обстоятельств.

Уже в раннем детстве можно определить склад ума ребёнка. Гуманитарный, если он начал рано начал говорить, читать, его речь богата интересными выражениями; плохо решает логические задачки для малышей его возраста; предпочитает сюжетно-ролевые игры; очень эмоциональный; придумывает свои рассказы, фантазирует; в школе более успешен на уроках литературы и родного языка, чем на алгебре и геометрии. Технический, если есть тяга к какой-либо технике; задаёт много вопросов о том, как и что работает; любит конструкторы; разбирать игрушки; легко решает различные задачки, любит точность, начинает интересоваться компьютерными программами (их устройством). Конечно же это не истина в последней инстанции и большой любитель поэзии вполне может стать успешным программистом, но часть будущих профессиональных «звоночков» увидеть вполне можно.

Помощь ребёнку с выбором профессииТакже можно определить и тип мышления. Творческий – стремится выражать свои чувства через рисование; отлично разбирается в цветах и оттенках; интересуется музыкой, имеет хорошо развитый слух; предпочитает музей кинотеатру; внимателен к деталям. Научный – любит животных, не только играть с ними, но и ухаживать; изучает окружающий его мир, ставит различные эксперименты; любит программы телеканала Discovery и ему подобных.

Теперь, сопоставив интересы и способности ребёнка, нужно изучить подходящие профессии и приступить к развитию различных навыков для её успешного освоения. Например, если есть интерес к музыке, то предложить занятия вокалом или класс по какому-либо инструменту; если ребёнок с техническим складом ума, то его можно отвести на кружки робототехники, электро-конструирования, технического моделирования и так далее. Существуют мнение, что технические кружки больше подходят мальчикам, но на самом деле девочки тоже проявляют достаточный интерес к такому виду деятельности, поэтому не стоит выбирать секции для детей только по полу, здесь всё-таки лучше учитывать истинный интерес ребёнка.

По мере взросления ребёнка его предпочтения могут меняться – это нормально, и даже хорошо. Чем больше он попробует различных видов деятельности, вероятность того, что в итоге более точно определится с выбором — повышается. Кроме этого развитие различных навыков поможет ребёнку в будущем, если он решит поменять профессию, да и просто жить многосторонне развитой личностью намного интереснее.

Профессия, актуальная в будущем

Ещё один очень важный момент — это актуальность будущей профессии, так как стремительное изменение требований рынка труда приводит к тому, что некоторые профессии не будут востребованы в будущем.

Сегодня мы наблюдаем социальные, культурные, экономические, экологические и технологические изменения, что естественным образом отражается и на востребованности специалистов. По одной из оценок, почти две трети сегодняшних учащихся детских садов в конечном итоге будут иметь профессии, которых в настоящее время не существует.

Пример популярных профессий будущего: специалист по солнечной энергии; специалист по ветротехнике; практикующая медсестра; разработчик программного обеспечения; физиотерапевт; менеджер медицинского обслуживания; аналитик; специалист по цифровому контенту; аналитик информационной безопасности; аналитик компьютерных систем; биоинженер; специалист машиностроения; консультант по ремонту цифрового оборудования.

В заключении надо сказать, что окончательный выбор всё-же должен сделать ребёнок, а не Вы. Поэтому постарайтесь не давить и помните — кто делает выбор, тот и отвечает за его последствия. Если ребёнок будет знать, что это он решил, ответственности с его стороны будет больше и обучение будет более эффективным.