Динамика развития молодёжного рынка труда

По методологии МОТ, которую с некоторыми изменениями использует Росстат, расчет уровня безработицы определяется отношением числа экономически активного населения (от 15 до 72 лет), не имеющего работы, на момент обследования, готового к ней приступить, к общему количеству экономически активного населения.

При выборочных обследованиях населения Росстатом, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет, то есть рабочей силы, а это занятые и безработные – в марте 2017 г. составила 76,1 млн. человек, или 52% от общей численности населения страны.

В численности рабочей силы 71,6 млн. чел. классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,6 млн. чел. — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Исследование молодёжного рынка труда Свердловской области в 2010 - 2016 годах

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в марте 2016г. составил 6,0% (без исключения сезонного фактора).

Исследование молодёжного рынка труда Свердловской области

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в марте 2016г. составил 64,9%.

Численность занятого населения в марте 2016г. увеличилась по сравнению c февралем на 58 тыс. человек, или на 0,1%, по сравнению с мартом 2015г. уменьшилась на 70 тыс. человек, или на 0,1%.

Численность безработных в марте 2016г. по сравнению с февралем увеличилась на 137 тыс. чел., или на 3,1%, по сравнению с мартом 2015г. — на 64 тыс. человек, или на 1,4%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,3 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2016г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1062 тыс. человек, что на 0,7% меньше по сравнению с февралем и на 6,0% больше по сравнению с мартом 2015 г.

Среди безработных (по методологии МОТ) доля женщин в марте 2016г. составила 45,4%, городских жителей — 65,5%, молодежи до 25 лет — 21,6%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности — 23,2%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей (8,8%) по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей (5,1%). В марте 2016г. это превышение составило 1,7 раза.

В марте 2016г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,9%, а в связи с увольнением по собственному желанию — 25,8% (в марте 2015г. — соответственно, 21,9% и 24,9%).

Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе.

Молодёжный рынок труда Свердловской области

В сложившейся ситуации возрастает роль молодежного рынка труда. Однако существенно повысить или даже сохранить на прежнем уровне экономическую активность молодежи в рамках сложившихся тенденций также не представляется возможным. В таблице отражена динамика уровня экономической активности молодежи Свердловской области.

Динамика уровня экономической активности молодежи Свердловской области

Показатель2011201220132014
Уровень экономической активности населения69,169,269,770,0
Уровень экономической активности молодежи64,663,763,062,8
До 20 лет16,012,79,79,5
20-24 года71,668,970,069,5
25-29 лет88,288,587,688,0

Таким образом, по таблице можно сказать, что уровень экономической активности молодежи остается в Свердловской области высоким.

На 01 июля 2015 г. численность граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости Свердловской области, обратившихся в целях поиска подходящей работы, составила 40828 человек, из них 38769 человек – незанятые граждане (на 01 июля 2014 г. – 33 343 человека). Численность безработных граждан составила 32528 человек (на 01 июля 2014 года – 27 088 человек).

Уровень регистрируемой безработицы на 01 июля 2015 года составил 1,43 % (на 01 июля 2014 года – 1,17 %).

Безработица в Свердловской области

Общая численность граждан, не имеющих работу, но активно ищущих ее, классифицируемых по методологии МОТ как безработные, составила на 01 июля 2015 г. 151 607 человек (на 01 июля 2014 г. – 121 857 человек). Уровень общей безработицы по Свердловской области по состоянию на 01 июля 2015 года составил 6,6 % (на 01 июля 2014 г. – 5,4 %).

Доля официально зарегистрированных безработных в общей численности безработных граждан составила 21,4 % (на 01 июля 2014 года–22,2 %). В составе безработных граждан на 01 июля 2015 г. доля граждан, имеющих основное общее образование, составила 15,7 %, среднее общее образование – 18,9 %; среднее профессиональное – 45,5 %; высшее профессиональное – 18,8 %.

Исследование безработицы в Свердловской области

По состоянию на 01 июля 2015 г. доля безработных граждан предпенсионного возраста (за 2 года до наступления пенсионного возраста) в общей численности безработных составила 9,8%, граждане в возрасте 16 – 17 лет – 0,4 %; в возрасте 18 – 24 года – 10,6 %, 25 – 29 лет – 12,1 %; других возрастов – 67,1%.

Рынок труда в Свердловской области

Анализ современного состояния молодёжного рынка труда

По данным департамента по труду и занятости населения Свердловской области: «в III квартале 2016 года молодежь (14-29 лет) составляет 41,9% от всех стоящих на учете граждан, а именно 50226 молодых людей, проживающих в Свердловской области, находится в поиске работы и это только те, кто встали на учёт. По сравнению с предыдущим 2015 годом общее количество безработных молодых специалистов уменьшилось, а именно 64834 человек в 2015 году и 50226 — в 2016, но в процентном соотношении к общему числу стоящих на учёте гражданам увеличилось на 0,02%».

Одной из причин молодёжной безработицы в Свердловской области является дисбаланс между потребностями промышленных предприятий в специалистах конкретного профиля и подготовкой соответствующих кадров в учебных заведениях, чтобы решить эту проблему, предприятиям нужно проводить больше различных мероприятий направленных на привлечение внимания молодых людей, к специальностям, которые им требуются. Также проводить работу с учебными заведениями, разработку программ целевого обучения.

Другой причиной безработицы среди молодёжи в Свердловской области служит низкий спрос на квалифицированную рабочую силу. Важно отметить, что «первостепенный интерес представляет микроэкономический уровень сочетания и взаимодействия кадровой и социальной политики как важнейших инструментов государственного управления развитием территорий». Свердловская область обладает большим человеческим потенциалом и высоким процентом молодёжи, вступающей в трудоспособный возраст. Полностью устранить эту диспропорцию не получится, так как создавать предприятия только лишь для повышения уровня занятости – нецелесообразно. Решение этой проблемы кроется в создании условий для внутренней миграции, таким образом, молодые рабочие и специалисты смогут переместиться в тот населенный пункт, где в них есть необходимость.

Таким образом, изучение молодежью рабочих профессий в вузах менее престижно перед другими направлениями обучения. Обновление рабочей силы на предприятиях происходит в медленном темпе, что приводит к старению рабочих кадров. Чтобы этого не происходило, необходимо повышать престиж рабочих профессий, иначе в ближайшем времени количество квалифицированных кадров в этой области значительно сократиться, что грозит для Свердловской области большими потерями.

Зачастую молодые люди к 25 годам уже обзаводятся семьей, что требует от них постоянного заработка для поддержания семьи. Часто молодые специалисты, которые находятся в поиске работы, прибегают к легкому заработку, попадая в сферу преступности. Отсутствие работы среди молодежи зачастую приводит к распространению алкоголизма, наркомании и девиантному поведению.

Таким образом, для предотвращения проблем безработицы среди молодёжи, необходимо проводить мероприятия по предварительной профориентации в школах. Осуществлять это должны совместно профконсультанты службы занятости, представители образовательных учреждений и работодатели. В молодёжной политике должны разрабатываться программы, касающиеся вопросов не востребованности выпускников на рынке труда.